Новые тенденции развития в сфере доставки готовой еды и продуктов ведут к кардинальным переменам на мировом рынке. Компании, которые будут двигаться в ногу со временем и внедрять новые технологии смогут занять лидирующие позиции, а консервативные организации останутся далеко позади. Об этом на Forbes.ru пишет директор по стратегии X5 Retail Group Владимир Салахутдинов: В современном обществе любая крупная фирма может упасть на дно в считанные секунды, если она не способна подстроиться под изменения этого общества.
Сегодня мир меняется намного быстрее, чем раньше: печатная машинка поучила популярность за 400 лет, стационарный телефон — за полвека, мобильник — меньше чем за десятилетие, а соцсети — за пару лет. Темп только растет. Поэтому, большие компании с укоренившейся сложной и многоуровневой системой находятся под угрозой «вымирания».
Почему это происходит? Растут предпочтения и требования покупателей к качеству и удобству, что в свою очередь неизбежно ведет к смене формата и оптимизации рабочего процесса. Это можно обсуждать бесконечно и приводить множество примеров. Давайте посмотрим, что происходит в сфере еды.
На витринах каждого супермаркета можно купить все, что душе угодно — свежее мясо, овощи и многое другое. Но с постоянно растущим темпом жизни времени ходить по магазинам не остается, как и сил, и желания. Люди переключаются на онлайн-сервисы доставки еды, которые купят то, что вам нужно, и привезут к двери вашей квартиры.
Сегодня у покупателей огромный выбор — купить продукты и приготовить, заказать продукты и приготовить или купить готовую еду Все это привело к формированию модели экосистем — Вичат, Алибаба, Амазон. Желающих сформировать новые модели очень много, а тенденции развития в сфере еды способствуют этому: лидирующие в своей нише компании — Сбербанк, «Яндекс» и X5 Retail Group — хотят обосноваться на рынке еды. «Сбер-маркет» сотрудничает с существующими сетями, поскольку пока не имеет своих магазинов. «Яндекс-лавка» специализируется на комплектовании и доставке заказов. X5 Retail Group формирует сервис доставки из своих магазинов онлайн и оффлайн. У всех теплятся большие ожидания по развитию этой сферы в ближайшем будущем.
Всегда есть обратная сторона медали: у такого сервиса доставки еды это недостаточная плотность заказов и невозможность увеличить средний чек. Похоже, что добиться успеха смогут те компании, которые готовы сначала вложиться, а позже получить прибыль. Уже три компании ушли с рынка доставки — GoLama, Foodza и SuperBro.
Подводя итог, скажу, что многие ведущие компании в сегменте продуктового ретейла обладают необходимыми составляющими для успешной трансформации и укрепления своих позиций на рынке, который ждут значительные перемены в ближайшие 5-10 лет.